Крутим педали в День велосипеда 3 июня
Самой простой, недорогой, надёжный и экологичный вид транспорта. Это всё о велосипеде. Человек «оседлал» железного коня больше двухсот лет назад, и эта любовь продолжается до сих пор. Почему велосипед так популярен? Кто и когда его изобрёл?
День велосипеда
«Давайте не изобретать велосипед», — говорим мы, когда хотим подчеркнуть, что не стоит придумывать что-то, что и так давно придумано, известно и привычно. А между тем поговорка эта совсем не верна. Во-первых, велосипед «изобретался» на протяжении почти ста лет, пока принял знакомые нам формы, во-вторых, велосипед продолжают изобретать и поныне: появляются всё новые модели, призванные усовершенствовать это средство передвижения, которое становится всё более популярным в последние годы. Такое внимание к «железному другу» со стороны инженеров и потребителей совсем не случайно: это самый доступный и экологичный вид транспорта, позволяющий не только обладать мобильностью, но и сохранять окружающую среду, быть социально вовлечённым и активным.
В разных странах мира День велосипеда отмечается по-разному. Где-то проводятся массовые велопробеги и велопарады, а где-то организуются выставки и ярмарки, посвящённые велосипедам и аксессуарам для них. В России День велосипеда отмечается массовыми велопробегами, традиционными велопарадами и другими мероприятиями, посвящёнными велосипедной культуре.
Краткая история велосипеда
Кто и в каком году создал велосипед — вопрос дискуссионный. Некоторые историки приписывают изобретение велосипеда Леонадро да Винчи. Другие утверждают, что первый велосипед сконструировал в России крепостной Ефим Артамонов в 1801 году. Однако официальным годом рождения велосипеда считается 1817-й, когда немецкий барон Карл Дрез оформил патент на Laufmaschine (нем. «машина для пробежек»). Эта модель была деревянной и не имела педалей: чтобы передвигаться, нужно было отталкиваться от земли ногами. В других странах Европы изобретение стало известно как «дрезина». Большой успех новинка имела в Британии, где получила прозвище «денди-хорз» (лошадь для денди).
Интерес к этой модели был недолог, однако работы над «изобретением велосипеда» продолжались. Идея передвигаться с помощью своей мускулатуры в несколько раз быстрее, чем того позволяли ходьба или бег, захватила изобретателей. Денис Джонсон предложил регулировать высоту сиденья, а Киркпатрик Макмиллан в 1839–1840 гг. придумал педали. Такая же мысль независимо от него в 1862 году пришла в голову Пьеру Лалману, который запатентовал своё изобретение. Промышленники братья Оливье запустили его в производство, положив начало массовому использованию.
Дрезина Карла Дреза, 1817 г.
Однако велосипед был всё ещё неудобен — и изобретатели продолжали свои эксперименты. В 1860–1870-х гг. появилась новая модель: «пенни-фартинг» с очень большим передним колесом. Это была довольно опасная конструкция, развивавшая скорость до 25 км/час. Кататься на ней могли только мужчины. Для женщин создали модель велосипеда с тремя колёсами, для парных выездов — велосипеды-тандемы. Постепенно езда на велосипеде вошла в моду в светском обществе, ею увлекались даже коронованные особы.
Первые велосипеды делали из дерева, к середине XIX века они стали металлическими. У колёс появились спицы и резиновые покрышки, а затем устройство дополнила цепная передача. Велосипед постепенно приобретал современные очертания. Окончательное формирование произошло в 1885 году, когда Джон Кемп Старли представил новую модель Rover (англ. «странник»). В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», колёса у «Ровера» были одинакового размера, водитель сидел между колёсами и мог крутить педали, передающие усилия на заднее колесо с помощью цепной передачи. Началась золотая эра велосипеда.
Велосипед начала XX века по внешнему виду трудно отличить от современного, хотя он требовал несравненно большего ухода в эксплуатации. Популярность этого вида транспорта была довольно высокой, пока массовая автомобилизация не вытеснила велосипед на обочину прогресса. Казалось, он навсегда останется предметом детского развлечения и спортивным инвентарём. Однако внимание к вопросам экологии, всё большее понимание того, что природа во многом зависит от человека, а также популярный лозунг «Движение — это здоровье» привели к ренессансу велотранспорта в начале 60-х годов прошлого века. Велосипед стал прочно ассоциироваться с образом человека, ведущего здоровый образ жизни и заботящегося об окружающей среде.
В каких странах популярен велотранспорт
Сегодня велотранспорт наиболее популярен в таких европейских странах, как Нидерланды, Дания и Германия. В этих государствах развита велоинфраструктура — и многие жители предпочитают передвигаться на велосипедах. Особенно популярен велотранспорт в Нидерландах, настолько, что голландцы ежегодно во вторую субботу мая отмечают День велосипедиста (Landelijke Fietsdag).
В России в последние годы тоже активно развивается велоинфраструктура, включая строительство велодорожек, установку велопарковок и организацию велопрокатов. Правда, природные условия нашей страны не позволяют использовать велосипед круглый год: велосезон в России начинается в апреле-мае, когда температура воздуха становится комфортной для катания на велосипеде. Велосезон-2023 уже начался — и велосипедисты вовсю пользуются открывшимися возможностями.
Интересные факты о велосипеде
- Первые велосипеды получили в народе прозвище «костетрясы».
- Самый длинный велосипед в мире состоит из 20 сиденьев и имеет длину 41,42 метра.
- Самый быстрый велосипед без мотора был изобретён в Швейцарии. Байк способен развивать скорость до 100 км в час.
- Первый складной велосипед был изобретён ещё в 1878 году.
- Самые дорогие велосипеды выпускает компания Aurumania. Их дороговизна определяется исключительно внешним видом: рамы велосипедов покрыты золотом и украшены более чем 600 кристаллами Сваровски. Стоимость таких велосипедов измеряется десятками тысяч долларов.
- Первое кругосветное путешествие на велосипеде длилось три года. Англичанин Томас Стивенс начал свой трип по миру в апреле 1984 года и закончил в январе 1987.
- В гонке Bog Snorkelling велосипедисты соревнуются в скоростной езде по дну болота, когда мутная торфяная вода поднимается до уровня глаз или даже выше.
- Колёса, накачиваемые воздухом, появились на велосипедах раньше, чем на автомобилях и мотоциклах.