Тема: Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Цель: совершенствовать умение детей пересказывать последовательно несложные тексты.
Задачи:
Образовательные:
учить пересказывать текст «в лицах», выразительно передавая речь персонажей; обогащать словарный запас;
формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком;
закреплять правильное произношение звуков[ ж] и [ш]
Развивающие:
развивать память, речь, внимание; коммуникативные навыки.
развивать умение работать в микрогруппе, осваивая элементарные формы сотрудничества.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес, любовь к природе.
Оборудование:
портрет Э.Шима, платок для бабушки, музыка П.П.Чайковского «Вальс цветов», муз минутка, волшебный цветок, мнемодорожка, иллюстрации лекарственных растений, таблички с названиями лекарственных растений.
Методы и приемы:
практические -игровая ситуация
наглядные- демонстрационный материал
словесные -беседа, вопросы, пересказ
Ход занятия
Сюрпризный момент
Сегодня мы попадем в волшебный мир растений, а поможет нам этот чудный цветок. (музыка П.П.Чайковского «Вальс цветов»).
Передавайте друг другу цветок и почувствуйте его дивную силу. (дети по кругу передают цветок друг другу). Этот прекрасный цветок перенес нас в чудесный мир трав и цветов.
Присаживайтесь на стульчики.
Беседа
Какое сейчас время года?
Верно, весна. В конце весны все вокруг становится зеленым. Почему ?
Повсюду появляется первая травка и весенняя крапива.
Кто из вас видел и трогал крапиву?
(Дети делятся впечатлениями.)
Знакомство с автором рассказа
Сейчас я вас познакомлю с писателем Шим Эдуард Юрьевич и его рассказом «Очень вредная крапива».
Воспитатель показывает портрет.
Эдуард Юрьевич Шим — хороший рассказчик. Он писал для детей о природе, он понимает детей, которые являются героями его рассказов.
Внимательно послушайте и скажите, что произошло с героем рассказа?
- Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.
Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.
— Вот тебе!.. Вот тебе!..
— За что? – спрашивает бабушка.
— А за то, что вредная!
Смеётся бабушка.
— Да разве, говорит, — она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.
— И крапиве?
— И крапиве.
— Я не буду кланяться да спасибо говорить!
— И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!
— Почему я обрадуюсь?
— Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?
— А каких?
— Пальчики оближешь!
Пересказ рассказа.
-Что произошло с мальчиком?
Словарная работа
-Что значит обстрекала?
-Что такое макушка?
-Что значит радехоньки?
-Как вы понимаете выражение «Пальчики оближешь».
Беседа по содержанию
-Что случилось с руками, ногами.
-Что он стал делать с крапивой
-Кто пришел к мальчику
-Что сказала бабушка
Для кого нужна крапива
-Как она назвала внука?
-Почему он обрадуется весенней крапиве.
Действительно, крапива богата витаминами и микроэлементами, поэтому ее любят домашние животные, употребляют в пищу и люди. Кроме щей из крапивы готовят крапивное пюре с яйцом, салаты. Отваром полощут горло, используют для укрепления волос. Настой из корней помогает при кашле и болях в желудке.
-Что теперь вы скажете о крапиве?
(Крапива это лекарственное растение ).
— Стоит ей поклониться?
Муз. физминутка
Повторный рассказ воспитателя.
Пересказ по лицам.
-О каком лекарственном растении еще говорится в рассказе. Как нам может помочь малина?
-Чему учит нас это рассказ?
-Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.
Дидактическое упражнение «Повтори чистоговорку»
Вот вам одуванчик- желтый сарафанчик,
Вот вам и ромашка, а на ней букашка,
Ты не рви цветочек, пусть живет дружочек.
Рефлексия
-А теперь возвращаемся в группу и поможет нам волшебный цветок.
Передавая цветок друг другу скажите, что вам понравилось на занятии.